«Состязания в небе, от которых захватывает дух на земле. 30 участников из разных стран прибыли в Тулу на чемпионат мира по высшему пилотажному спорту на самых распространенных в советское время учебных самолетах, к которым с уважением относятся во всем мире — Як-52. Их еще называют «летающей партой». На что способны эти воздушные акробаты, всю неделю будут демонстрировать лучшие пилоты.

В свежей краске и с начищенными до блеска винтами красавцы Як-52 снова взмывают в небо. Легендарный Як-52, пожалуй, самый известный советский спортивно-тренировочный самолет. Всего было выпущено таких около двух тысяч. В кабине — ничего лишнего, абсолютно аскетичный дизайн. Наверное, поэтому за свою простоту данная модель так полюбилась не только у нас, но и на далеко за рубежом.

«Бочка», «Мертвая петля», бреющий полет — большинство виражей этим самолетам вполне по зубам, тем более если за штурвалом настоящие асы. Чемпионат мира по высшему пилотажу на самолетах Як-52 на этот раз проходит в Туле. Площадку организаторы выбрали с историей — на этом аэродроме проходила обучение знаменитая французская эскадрилья «Нормандия-Неман», помогавшая нашей авиации расчищать небо от самолетов немецкого Люфтваффе. Французы тренировались как раз на самых первых Яках. В этом году за чемпионский титул борются 30 спортсменов из 11 стран.

«Соревнования разыгрываются по четырем упражнениям, одно упражнение — домашняя заготовка, и три неизвестных комплекса: спортсмен-участник вечером накануне полета получает комплекс фигур, которые составили судьи, он не может его попробовать в воздухе», — объясняет президент Федерации самолетного спорта Тульской области, директор соревнований Дмитрий Мотин.

Слетелись команды из Австралии, ЮАР, Канады Испании, Казахстана и даже единственная на этих соревнованиях женщина-пилот Мэриан Харрис пожаловала из американского Висконсина.

«Это замечательно участвовать в столь сложном спортивном испытании мирового уровня! Есть чему поучиться у коллег — все, что увижу здесь, обязательно постараюсь повторить уже у себя на родине — в США», — говорит пилот команды (США) Мэриан Харрис.

Каждому из них хорошо за 30, за крыльями не один ремонт, но все они до сих пор в строю. Федерация самолетного спорта подготовила монопланы для каждого участника чемпионата, и только белорусы из Могилева в Тулу прилетели на своем.

«Чисто летного времени — порядка 3,5 часов. Садились в Брянске, в Бежице — и потом сразу сюда. Стандартный самолет Як-52, прошедший ремонт», — рассказывает пилот команды (Белоруссия) Виталий Шабардин.

Судейская команда тоже международная. Пристально следит, чтобы все спортсмены держались в жестких рамках — так называемый пилотажный квадрат всего километр на километр, да и подниматься выше 1200 метров участникам запрещено. Вот и крутись, как хочешь.

«Все зависит от тренировки — если есть тренировка, то все получается хорошо, если мало тренировок, то уже что-то где-то как-то не очень», — считает абсолютный чемпион мира по высшему пилотажу на Як-52 Александр Мякишев.

За выступлениями пристально следят и техники, не переставая подвозят топливо на взлетку. Ведь Яки очень прожорливы — каждый взлет это почти 120 литров авиационного бензина.

На земле зрители уже, кажется, на седьмом небе от восторга. Столько виражей — наблюдай хоть каждый день.

Впереди у всех участников напряженные дни воздушных состязаний: непрерывная череда взлетов и посадок. Подведение итогов состоится 15 июля, когда уже окончательно станет ясно, кто из них в небе действительно с самолетом на «ты».»